Market overview

Global and Russian financial markets

In 2013, the situation on the international financial markets was influenced by the ongoing economic downturn in the Euro area, the recovery of the U.S. economy and the prospect of a wrapping-up the programme of “quantitative easing” by the Federal reserve system (FRS). Market environment during the year was influenced by monetary policies of foreign countries.

The aforementioned external factors as well as the dynamics of energy prices globally had an impact on the Russian financial market. In the beginning of 2013, the rouble appreciated against the U.S. dollar and prices of rouble-denominated securities increased with a background of oil price growth. In February 2013, as a result of falling oil prices and the banking crisis in Cyprus, the Russian financial markets began to deteriorate. The strengthening of the rouble seized, while the growing banking sector demand for liquidity led to the increased interest rates on the money markets. The growth of debt securities prices also seized, while share prices declined steadily. In the summer of 2013, despite rising oil prices, the situation on the Russian financial market remained tense due to the outflow of global investors’ funds from risky assets. In the autumn of 2013, on the back of expectations of further “quantitative easing” by U.S. Federal Reserve and renewed investor appetite for risky assets, the situation stabilised, and the Russian financial market maintained its stability.

Trends

According to expert opinions, reduced demand for borrowing, the growth of distressed assets and shortages of liquidity will have a decisive influence on the dynamics of the banking sector in 2014. The decrease in loan demand will affect not only lending to large business and the population, but also the SMEs. Amid the deteriorating macroeconomic environment, the quality of banking assets will decline.

According to the forecasts of “Expert RA”, in 2014, the banks‘ assets will add not more than 11%, the aggregate loan portfolio - not more than 13%. Retail lending will maintain the highest growth rates, but its dynamics will not exceed 22%, while the segment of unsecured retail will grow only by 26-28%. However, by the end of the year, a boost of the banking sector can be expected in the segment of mortgage lending, while lending to small and medium business will slow down from 18% to 13-14%.

Macroeconomics

In 2013, the Russian economy has entered a period of stagnation. The economic slowdown was mainly due to reduced capital investments (their volume in 2013 dropped by 0.3%) and decrease of consumption. This had a negative effect on the stability of public finances - according to the Ministry of Finance, in 2013, the budget deficit exceeded 300 billion roubles. Tensions on the financial market provoked a gradual currency devaluation, heated by the reluctance of the Bank of Russia to engage in large-scale interventions on the currency market. Outflow of capital from the country continued, its volumes for 2013 exceeded $60 billion.

Banking sector

According to “Expert RA” agency, in 2013 banking sector assets grew by 16% versus 19% a year earlier. The stagnation of the Russian economy had a negative impact on the dynamics of lending to large business (a growth rate of 10% versus 12% in 2012). Simultaneously, the saturation of demand, the deterioration of payment discipline and changes in banking regulation adversely impacted the retail market (an increase of 29% versus 39%), which had been the key driver of growth in the banking sector for the past three years. Rapid growth of overdue retail loans and uncertainty in the corporate segment led to increased charges to provisions for possible losses. The only segment, which at the end of last year managed to maintain the growth rate (about 18%), was lending to SMEs. For the first time over the last five years, the total annual income of the banking sector decreased and amounted to 993.6 billion roubles for 2013 (versus 1,011.9 billion roubles for the previous year).

Regulations

Despite aggravated problems, the banking system of Russia has shown relatively high growth rates in 2013. However, such factors as a significant discrepancy between the volume of retail and corporate lending growth rates (with the former leading far ahead of the latter), substantial rise in overdue debts on corporate loans, a reduction of capital adequacy and a more than doubling (122%) growth in the Bank of Russia financing due to problems with liquidity, caused concerns among market participants and regulators.

This forced banks and regulators to take a number of economic and legislative measures, which had an inhibiting effect on the development of credit organisations. In 2013, the Bank of Russia was preparing to move to the capital adequacy calculation based on the recommendations of the Basel Committee on Banking Supervision (Basel II and Basel III), which gives increasing significance to the operational risk and a more strict approach to the calculation of risk-weighted assets, as well as to the inclusion of subordinated instruments in the additional capital. To reduce the expansion in retail lending, the Bank of Russia raised the provision requirements for a number of consumer lending products, increasing pressure from high-risk unsecured retail loans on banks’ capital. Greater importance was given to the matter of tightening legislation in the sphere of counteracting the legalisation of criminal proceeds and the financing of terrorism. These measures led to slowing growth in the banking system.

In addition, in 2013, the Central Bank of the Russian Federation started to implement strategies for optimising the number of credit organisations in Russia, which resulted in the contiuous withdrawal of banking licenses at the end of 2013. The series of license revocations provoked a “domino effect”, and even the record volumes of the Bank of Russia lending only partially covered the liquidity deficit in the system. Local outbreaks of depositors’ panic resulted in quite a tangible redistribution of the client base.

Market positioning of Bank Vozrozhdenie

Bank Vozrozhdenie is a private commercial bank with a stable economic position.

Throughout history, our ranking, according to specialised agencies, has never dropped below the 35th position in terms of assets, yet in our key segments, the Bank has maintained higher ratings.

One of the most developed business segments of our Bank is lending to small and medium sized enterprises (SMEs). The Bank is ranked 3rd in the relevant ranking of Expert RA. In addition, we are actively expanding our mortgage lending business. Successful operations in this segment have allowed the Bank to rank among the top-10 largest Russian mortgage lenders.

Customer funds remain the primary source of funding for the Bank. Based on the volume of retail deposits, the Bank is ranked 21st in the Russian banking system. Due to an extensive client base, our high reputation and compehensive approach to customer service, the Bank managed to maintain relatively low interest rates throughout 2013, which resulted in the Bank being included in the top-10 banks with the lowest interest rate on deposits.

Historically, the Moscow region has been the core area for the Bank, being the place where the Bank was founded and where it has consistently maintained leading market positions for over 20 years. In many towns and districts of the Moscow region, the Bank is among the Top 3 financial institutions.

Factors that could impact the operations of the Bank

The Bank has a strong position in the Russian banking system and adheres to a conservative risk management strategy. Despite this, alongside the other participants of the banking system, the Bank remains vulnerable to the influence of negative tendencies prevailing in the market. The slowdown in economic growth and the deterioration of the financial standing of borrowers may affect the growth rate of the loan portfolio and the willingness of the Bank to take risks. Tighter regulation and the trend of clients preferring state-owned banks as the more reliable ones, can increase the costs of raising new funds, while closed capital markets and new regulation requirements on capital replenishing instruments in accordance with the requirements of Basel III will limit the potential expansion of the capital base.

Макроэкономика и банковский сектор России в 2013 году

Международный и российский финансовые рынки

В 2013 году ситуация на мировом финансовом рынке определялась продолжающимся экономическим спадом в Еврозоне, восстановлением экономики США и перспективой сворачивания Федеральной резервной системой (ФРС) программы «количественного смягчения». Рыночная конъюнктура в рассматриваемый период поддерживалась действиями монетарных властей зарубежных стран по денежно-кредитному регулированию.

Вышеперечисленные внешние факторы повлияли на ситуацию на российском финансовом рынке, также как и динамика цен на мировом рынке энергоносителей. В начале 2013 года на фоне роста мировых цен на нефть наблюдалось укрепление рубля к доллару США и повышение котировок рублевых ценных бумаг. В феврале 2013 года под влиянием снижения цен на нефть и банковского кризиса на Кипре конъюнктура российского финансового рынка стала ухудшаться. Прекратилось укрепление рубля, увеличение спроса банков на ликвидные средства привело к повышению процентных ставок на денежном рынке. Рост котировок долговых ценных бумаг остановился, цены на акции устойчиво снижались. Летом 2013 года, несмотря на рост цен на нефть, ситуация на российском финансовом рынке оставалась напряженной из-за оттока средств глобальных инвесторов из рисковых активов. Осенью 2013 года на фоне ожиданий дальнейшего проведения ФРС США программы «количественного смягчения» и возобновившегося интереса инвесторов к рисковым активам ситуация стабилизировалась, и российский финансовый рынок в 2013 году сохранил свою устойчивость.

Тренды

По мнению экспертов, снижение спроса на кредиты, рост проблемных активов и перебои с ликвидностью окажут решающее влияние на динамику банковского сектора в 2014 году. Снижение спроса затронет не только кредитование крупного бизнеса и населения, но и сегмент малого и среднего бизнеса. На фоне ухудшения макроэкономической ситуации качество банковских активов будет снижаться.

По прогнозам «Эксперта РА», в 2014 году активы банков прибавят не более 11%, совокупный кредитный портфель — не более 13%. Наибольшими темпами продолжит расти розничное кредитование, однако его динамика не превысит 22%, при этом сегмент необеспеченной розницы вырастет только на  26–28%.Вместе с тем, некоторую активизацию деятельности банков к концу года можно ожидать в сегменте ипотечного кредитования, в то время как кредитование малого и среднего бизнеса притормозит с 18% до  13–14%.

Макроэкономика

В 2013 году экономика России вошла в период стагнации. Замедление темпов экономического роста было обусловлено как сокращением инвестиций в основные фонды (их объем в 2013 году сократился на 0,3%), так и снижением потребительской активности населения. Это негативно отразилось на стабильности государственных финансов: по оценкам Министерства финансов, в 2013 году дефицит бюджета превысил 300 млрд рублей. Напряженность на финансовом рынке провоцировала постепенное обесценение рубля, подогреваемое отказом Банка России от масштабных интервенций на валютном рынке. Продолжился отток капитала из страны, величина которого на конец 2013 года превысила 60 млрд долл. США.

Банковский сектор

По данным агентства «Эксперт РА», в 2013 году активы банковского сектора выросли на 16% против 19% годом ранее. Стагнация российской экономики негативно повлияла на динамику кредитования крупного бизнеса (темп прироста составил 10% против 12% в  2012-м),а насыщение спроса, ухудшение платежной дисциплины и новации в банковском регулировании — на рынок розничного кредитования (рост 29% против 39%), ключевой драйвер роста банковского сектора последних трех лет. Опережающий рост просроченной задолженности физических лиц и неопределенность в корпоративном сегменте привели к повышению отчислений банков в резервы на возможные потери. Единственный сегмент, которому по итогам прошлого года удалось сохранить взятые ранее темпы роста (около 18%), — кредитование малого и среднего бизнеса. Впервые за последние пять лет совокупная годовая прибыль банковского сектора снизилась и составила по итогам 2013 года 993,6 млрд рублей против 1 011,9 млрд рублей годом ранее.

Регулирование

Несмотря на обострившиеся проблемы, банковская система России показала в 2013 году достаточно высокие темпы развития. Тем не менее, такие факторы, как серьезное опережение розничного кредитования над корпоративным, значительный рост просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам, снижение достаточности собственных средств и более чем двукратный (122%) рост заимствований, привлеченных от Банка России на фоне проблем с ликвидностью, вызывали беспокойство у участников рынка и регуляторов.

Это вынудило банки и регулятора принять ряд мер экономического и правового характера, которые оказали сдерживающее влияние на развитие кредитных организаций. В течение 2013 года Банк России готовился к переходу на расчет достаточности капитала на основании рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию (Базель II и Базель III), предполагающий увеличение значимости в расчете показателя операционного риска и более строгий подход как к определению активов, взвешенных с учетом риска, так и к включению субординированных инструментов в состав дополнительного капитала. С целью снижения скорости расширения розничного кредитования Банк России повысил требования к резервам по ряду потребительских кредитов, увеличивая давление высокорисковых необеспеченных розничных ссуд на капитал. Большое значение приобрели вопросы ужесточения законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти меры привели к замедлению темпов роста банковской системы.

Кроме того, в 2013 году Центральный банк Российской Федерации приступил к реализации стратегии по оптимизации числа кредитных организаций в России, что выразилось в последовательном отзыве лицензий банков в конце 2013 года. Череда отзывов лицензий спровоцировала «эффект домино», и даже рекордные объемы кредитов от ЦБ лишь частично закрывали дефицит ликвидности в системе. Локальные вспышки паники вкладчиков привели к заметному перераспределению клиентской базы.

Место банка «Возрождение» на рынке

Банк «Возрождение» — частный коммерческий банк с устойчивой экономической позицией.

На протяжении всей истории деятельности наше место в рейтингах специализированных агентств никогда не опускалось ниже 35-й позиции по размеру активов, при этом по ключевым для себя направлениям банк имеет более высокие рейтинги.

Одним из наиболее развитых сегментов нашего бизнеса является кредитование малых и средних предприятий. Банк занимает 3-е место в соответствующем рэнкинге Эксперт РА. Кроме того, мы активно развиваем ипотечное кредитование. Успешная деятельность в данном направлении позволила банку «Возрождение» войти в топ-10 крупнейших российских ипотечных банков.

Основной источник фондирования для банка — средства клиентов. По объему привлеченных вкладов физических лиц банк занимает 21-е место в российской банковской системе. Благодаря обширной клиентской базе, высокой репутации и комплексному подходу к обслуживанию клиентов, банк смог на протяжении всего 2013 года удерживать процентные ставки по вкладам на достаточно низком уровне, в результате чего вошел в 10-ку банков с самой низкой ставкой по депозитам.

Исторически ключевым регионом присутствия для нас является Московская область, где банк начинал свою деятельность и продолжает оставаться одним из лидеров рынка на протяжении уже более чем 20 лет. Во многих городах и районах Подмосковья банк входит в тройку крупнейших финансовых учреждений.

Факторы, которые могут повлиять на деятельность банка

Банк занимает прочные позиции в российской банковской системе и придерживается консервативной стратегии риск-менеджмента. Несмотря на это, он так же, как и остальные участники банковской системы, остается подверженным влиянию господствующих на рынке негативных тенденций. Замедление экономического роста и ухудшение финансового положения заемщиков может сказаться на темпах роста кредитного портфеля и готовности банка принимать на себя риск. Ужесточение регулирования и тенденция к предпочтению клиентами государственных банков, как более предсказуемых с точки зрения надежности, могут привести к росту стоимости привлечения средств клиентов, а закрытые рынки капитала и новые требования к инструментам пополнения собственных средств в соответствии с требованиями Базеля III ограничат потенциал расширения капитальной базы.