Обращение Председателя Правления

Александр Долгополов
Председатель Правления
банка «Возрождение»

Уважаемые акционеры, члены Совета Директоров, клиенты и партнеры!

Основная задача нашего бизнеса — оказывать банковские услуги нашим корпоративным клиентам, предприятиям малого и среднего бизнеса, розничным клиентам и таким образом помогать им в достижении их целей.

Банк «Возрождение» всегда следовал своему главному принципу — быть верным интересам клиентов даже в самые сложные времена. Мы стараемся поддерживать доверительные отношения с клиентами, понимая обстоятельства и индивидуальные потребности каждого и предоставляя им услуги и сервисы, в которых они действительно нуждаются. Именно такой подход к бизнесу позволяет нам учитывать интересы всех наших стейкхолдеров — в первую очередь, акционеров, сотрудников, партнеров и общества в целом.

Многие компании говорят о высоком уровне работы с клиентами и качественном сервисе. В банке «Возрождение» мы воплощаем эти принципы в жизнь.

Через нашу сеть, состоящую из 141 офиса и 865 банковских автоматов в 21 регионе России (с фокусом на Московском регионе, юге и северо-западе европейской части России), мы обслуживаем около 63 000 корпоративных клиентов и 1,7 млн розничных клиентов. И речь идет не просто о цифрах на странице, а о качественных, долгосрочных и содержательных отношениях, которые мы последовательно выстраиваем на протяжении многих лет. Клиенты доверили нам ответственное задание — предоставлять все банковские услуги, которые могут им потребоваться в этом стремительно меняющемся мире. Мы поддерживаем наших розничных клиентов зачастую в течение почти всей жизни, а корпоративных — на каждом этапе развития их бизнеса. Мы обеспечиваем полноценное банковское обслуживание, опираясь на консервативный баланс нашего банка, фондируемый преимущественно за счет привлеченных средств клиентов, ориентируясь на регионы с наиболее высоким потенциалом развития и стремясь увеличивать доступность наших продуктов.

Качественный сервис, в нашем понимании, также означает использование самых современных технологий и выстраивание оптимальной операционной структуры. Мы стремимся идти в ногу со временем, используя передовые технические решения, и инвестируем в две ключевые области: предоставление клиентам полного спектра услуг через дебетовые/кредитные карты посредством дистанционных каналов обслуживания — банкоматов, терминалов, интернет- и мобильных платформ; а также увеличение эффективности и ориентированности на продажи нашей сети офисов.

Клиентоориентированный подход к работе представляет собой конкурентное преимущество банка «Возрождение» и является основой нашей корпоративной культуры. В дополнение к этому, мы придерживаемся высоких стандартов корпоративного управления, чтобы обеспечить эффективный и ответственный менеджмент всех операций банка. Наша репутация в отрасли, кредитные рейтинги и множество наград, полученных банком «Возрождение», подтверждают качество и надежность нашей системы управления.

Являясь классическим коммерческим банком, мы наращиваем наш кредитный портфель за счет привлечения ресурсов клиентов. Бизнес-модель банка строится на основе двух направлений: банковские услуги для бизнеса (преимущественно малого и среднего), а также банковское обслуживание населения, сегментированное на взаимосвязанные розничный бизнес и бизнес на основе банковских карт. В сфере корпоративного кредитования банк, в основном, является поставщиком дополнительного оборотного капитала для компаний реального сектора экономики, торговых организаций, предприятий сельского хозяйства и строительства, а также обслуживает ежедневные потребности предприятий в банковских продуктах. Наш розничный сегмент характеризуется быстрым ростом кредитного портфеля, представленного преимущественно ипотекой. Бизнес на основе банковских карт генерирует значительный комиссионный доход и объединяет розничное и корпоративное бизнес-направления. Зарплатные проекты являются якорным продуктом и одним из ключевых инструментов для расширения нашей базы розничных клиентов.

Мы завершили финансовый год с удовлетворительным результатом. По причине непредвиденного обесценения одного из крупных корпоративных кредитов, мы были вынуждены скорректировать наши планы по чистой прибыли в сторону понижения. Однако в целом в отношении чистой процентной маржи и роста активов банк выполнил изначально установленный финансовый план. Совокупный кредитный портфель до вычета резервов увеличился на 7,6% в годовом исчислении и составил 168 млрд рублей. Расширение розничного кредитования стало основным драйвером этого роста; доля кредитования физических лиц в общем объеме кредитов достигла нашего целевого уровня 25%. Несмотря на нестабильность, наблюдаемую в банковском секторе в 4 квартале, и волнение населения в отношении дальнейшего развития ситуации, мы сумели справиться с опасениями и сомнениями клиентов и в конце декабря стабилизировали ситуацию со снижением уровня клиентских средств. В целом за год объем ресурсов розничных клиентов, размещенных в банке, вырос на 4% до 106 млрд рублей. Коэффициент достаточности капитала в соответствии со стандартами Базель составил 13,8%, что позволит банку поддержать расширение активов в течение 2014 года без дополнительного привлечения капитала. Чистая прибыль банка в 2013 году составила 1,5 млрд рублей, сократившись на 36% в результате необходимости более существенных отчислений в резервы под обесценение кредитов в условиях замедления темпов роста российской экономики. Общий объем резервов на конец 2013 года достиг 12,4 млрд рублей под влиянием проведенных значительных списаний. Чистый процентный доход в 2013 году увеличился на 5% до 9,5 млрд рублей. Нам удалось поддержать чистую процентную маржу на средние активы на уровне 4,5%. Непроцентный доход составил 5,2 млрд рублей.

Очевидно, что экономическая ситуация в России остается неопределенной, а положение дел на финансовых рынках изменчивым. В ответ на текущие проблемы мы сфокусируемся на ограничении кредитных рисков, защите чистой процентной маржи, повышении эффективности нашей деятельности, в то же время сохраняя высокий уровень сервиса, предоставляемого нашим клиентам. Для того, чтобы обеспечить устойчивость капитала в трудные времена, мы ограничили максимальный размер кредитного риска на одного заемщика и на группу связанных заемщиков до уровня, который в несколько раз ниже регулятивных требований, и сконцентрировали полномочия по выдаче кредитов в центральном офисе. Мы надеемся, что эти меры помогут нам справиться с основной угрозой стагнирующей экономики — ухудшением кредитного качества. Банк доказал, что может успешно управлять структурой и доходностью кредитного и депозитного портфелей, защищая чистую процентную маржу и операционные доходы до резервов. Сейчас мы работаем над оптимизацией операционной модели, хотя процесс идет несколько медленнее, чем мы рассчитывали. Дело в том, что мы считаем необходимым максимально отладить все планируемые нововведения перед тиражированием их на всю сеть продаж, чтобы они не отразились негативно на качестве обслуживания клиентов. В текущем году мы также планируем проведение дополнительных инвестиций в информационные технологии и инфраструктуру, чтобы обеспечить оптимальный ход реализации проекта.

В 2014 году мы сосредоточимся на наших ключевых сегментах рынка, придерживаясь стратегии умеренного роста и консервативного риск-менеджмента. Я уверен, что, следуя этим принципам и используя накопленный потенциал банка, мы продолжим создавать стоимость для всех наших акционеров.

Александр Долгополов
Председатель Правления